Объем рынка органики в России
Рынок органических продуктов России составляет 120 миллионов долларов США, в том числе импортная органическая продукция, говорится в докладе “Органическое земледелие и биологизация сельского хозяйства в России”, представленного Союзом органического земледелия (СОЗ).
Кто у нас органик?
Исследователи насчитали в России 70 сертифицированных органических сельхозпроизводителей: международным стандартам соответствует 53 хозяйства, российским – 17 хозяйств. В сфере растениеводства работает 20 органических хозяйств, в животноводстве – 5, дикоросами занимаются 14 хозяйств, производством алкогольной продукции – 1 предприятие и два предприятия в сфере переработки. Органическое земледелие ведется на 0,12% сельхозземель (246 тыс га), которые сертифицированы как органические по международным стандартам.
Куда продавать?
В докладе говорится, что российскую органическую продукцию ждут на европейском рынке. “Потенциал рынка органической продукции для стран ЕС оценивается в 130 миллионов долларов США, мирового рынка органической продукции – 290 миллионов долларов США. Риском данного рынка является ухудшение политической обстановки”, – говорится в резюме исследования. Экспортируют продукцию в страны ЕС 16 хозяйств. Предметы экспорта, в основном, зерновые, а также масляничные, одно хозяйства занимается поставками в Европу эфирных масел.
Согласно полученным данным, производители связывают свое будущее с развитием внутреннего рынка России, а не экспортом товаров за границу. “Востребованные продукты: бакалея, свежие натуральные локальные продукты, которые могут конкурировать с зарубежными, а по качеству лучше”, – отмечают эксперты СОЗ.
Потенциал органической продукции на внутреннем рынке оценивается авторами доклада в 2-10% от рынка продовольствия.
Как создать рынок?
Удовлетворить спрос на российскую органическую продукцию можно, если ежегодно 200-300 сельхозпроизводителей будут переводить свои земли в “органик”. “27% сельхозпроизводителей готово к переходу на органическое сельское хозяйство при гарантированном сбыте”, – приводят данные исследователи. 27% фермеров готовы переходить на органические методы хозяйствования, потому что это даст им наценку в 30%, 24% фермеров к переходу подталкивает забота о здоровье населения, 22% перейдут из-за вклада в улучшение экологической обстановки, собственное здоровье – аргумент для 15 % производителей, а гуманное отношение к животным для 7%.
Не очень знают
Большинство сельхозпроизводителей (92%) считают свою продукцию экологической, но при этом они же применяют агрохимикаты. 55% хозяйств не имеют подтверждения экологичности продукции. Российские стандарты в области сельского хозяйства знают 42% аграриев, 13,5% знакомо с международными. При этом 60% опрошенных хозяйств считают свой уровень компетенции достаточным для ведения аграрного бизнеса. “Для российских производителей характерен высокий уровень понимания значимости экологической составляющей. 99,5% производителей волнуют задачи по поддержанию и восстановлению плодородия почв и 100% заботят экологические проблемы”, – говорится в резюме доклада.
По итогам исследования СОЗ составил единый реестр сертифицированных производителей. Он размещен в свободном доступе на сайте Союза органического земледелия www.soz.bio. Основным методом исследования было анкетирование. Эксперты опросили более 400 сельхозпроизводителей из разных регионов, 51 региональный орган агропромышленного комплекса, более 30 экспертов отрасли,10 торговых предприятий, а также данные от 51 профильного ВУЗа.
Авторы и партнеры исследования: Союз органического земледелия совместно с Министерством сельского хозяйства РФ, ФГБУ “Россельхозцентр”, ФГБОУ ДПО “Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК”, ФГБНУ “Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства” (ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ), ФГБНУ ВНИИ фитопатологии, ФГНУ ВНИИ биологической защиты растений, Фондом “Сколково”, РИСИ, Экологическим Союзом (Санкт-Петербург), компанией “Сибирские органические продукты”.
Период исследования: март 2017 года – апрель 2018 года.
Источник: http://look.bio